Клинковое оружие в России всегда было в почете. Сегодня оно – уникальное искусство для знатоков и коллекционеров. Клинковое оружие,
возможно, выглядит анахронизмом. Но только не в России, где после
большого перерыва появились мастера-оружейники, создающие настолько
выдающиеся художественные произведения, что они выставляются в Оружейной
палате Кремля и в Эрмитаже. И не только выставляются, но и
приобретаются главными музеями страны как «антиквариат будущего». Одна
за другой появляются небольшие частные мастерские по производству и
продаже авторского оружия (их уже более сорока по стране), все больше
любителей и коллекционеров, поскольку предложение предполагает и наличие
спроса. Чем объяснить этот всплеск интереса, и к тому же именно к
отечественному оружию? «Для меня русское холодное оружие – квинтэссенция
всей русской истории, – говорит большой знаток этого дела,
предприниматель и коллекционер Вадим Зверев. – Оно подразумевает
изучение нашего прошлого, традиций, побед и поражений. Именно поэтому
по-настоящему увлеченные коллекционеры овладевают даже навыками
обращения с оружием, ходят в музеи, покупают специальную литературу». Любовь
к отечественной истории движет и самими мастерами-оружейниками. «В
последние годы в России активно возрождаются классические традиции с их
уникальностью ручного исполнения. Именно это, а также разнообразие
стилей и делают русское холодное оружие неповторимым и эмоционально
наполненным», – считает Вадим Зверев. По высочайшему указу оружейному делу быть.
Художественной ковкой и литьем на Руси занимались уже в конце XVI века в
Туле – в тех краях залегали железные руды. В 1595 году там поселили
тридцать кузнецов (их называли бронниками), владевших древним,
пришедшим, скорее всего, из Персии, секретом варки булатной и дамасской
стали, из которых делались самые высококачественные клинки. А в
1714 году по приказу Петра I был создан Тульский оружейный завод, где
помимо ружей с пушками ковали и холодное оружие. Частые войны того
времени требовали больших партий ружей, и еще больше – шпаг и сабель.
Кроме того, в Туле действовали и мелкие мастерские, откуда порой
выходили настоящие шедевры. Дошли до нас и имена знатных тульских
оружейников прошлого – Тимофея Воробьева, Авраама Афанасьева, Назара
Киселева. Работы златоустовских мастеров
прославились по всей стране и за ее пределами: по мастерству травления,
гравировки по стали, таушировке и золочению русским оружейникам не было
равных. А в начале XIX века было решено все производство
холодного оружия перевести в город Златоуст, поближе к уральской руде и
железным заводам. С 1817 года высочайшим велением холодное оружие
изготовлялось только здесь. Пригласили лучших тогда немецких мастеров,
чтобы те обучили местных литью, ковке, полировке клинков, литью эфесов и
техникам художественной отделки. И, как бывает, ученики вскоре
превзошли своих учителей. Сабли, шпаги, кортики и ножи златоустовских
мастеров прославились по всей стране и за ее пределами
высокохудожественной обработкой: по мастерству травления, гравировки по
стали, таушировке и золочению русским оружейникам не было равных.
Изображения доспехов и знамен, античных богов и аллегорий, батальных
сцен и тончайших орнаментов из цветов и трав – все было подвластно
легендарным златоустовцам Ивану и Ефиму Бушуевым, Ивану Барышникову,
Федору Стриженову и другим, безымянным мастерам. Тогда и появилось так
называемое украшенное оружие, которое изготавливали на заказ по случаю
юбилеев побед и в качестве наградного. В лучшие времена его здесь
производилось до двух с половиной тысяч в год! Но при
советской власти производство и продажа холодного оружия почти сошли на
нет, попав под строгий запрет на кустарную деятельность. А ведь нередко
лучшие образцы выходили как раз из маленьких мастерских. На оружейных
заводах остались лишь небольшие цехи, где занимались главным образом
отделкой охотничьих ружей и выпуском сувенирной продукции. Строгановское
же училище в Москве и Мухинское в Ленинграде готовили своих выпускников
в основном к изготовлению чеканок, оград и решеток, но никак не к
оружейному делу. Однако и тогда были мастера своего дела, под
страхом уголовной статьи изготавливавшие ножи, в основном охотничьи.
«Делалось все буквально на коленке. На клинки шел металлолом, на
рукоятки, если везло, дерево от старых музыкальных инструментов, ведь
ценные породы купить было негде», – рассказывает художник-оружейник
Андрей Корешков, один из самых признанных сегодня мастеров. Даже сегодня, когда изготовление дамаска уже не секрет, настоящих профессионалов можно пересчитать по пальцам. Прочный как булат, гибкий как дамаск.
В любом колющем, режущем, рубящем изделии главное – это клинок, который
выходит из-под умелых рук кузнеца. Со сворачиванием в советские годы
производства украшенного холодного оружия практически исчезла и
профессия кузнеца-оружейника, а вместе с ней ушли и старинные секреты
изготовления «узорчатой» стали – булата и дамаска. Возрождению
технологии производства этих славящихся своими прочностью и гибкостью
сталей современные оружейники обязаны знатоку кузнечного дела Вячеславу
Басову. Больше десяти лет он проработал реставратором по металлу во
Владимиро-Суздальском музее-заповеднике, затем открыл кузницы в Сибири, в
Ижевске. Все эти годы он восстанавливал утраченные технологии дамасской
и булатной сталей и обучал молодых мастеров. Большинство людей
уверено, что булат и дамаск – это одно и то же. Вовсе нет. Булат – литая
высокоуглеродистая сталь, а ее узор, который можно увидеть при распиле,
проявляется в результате медленного охлаждения тигеля (формы, в которую
заливается раскаленный металл). Лучшими, утверждают кузнецы, считаются
булатные клинки со сложным крупным узором золотистого отлива на темном
фоне и долгим чистым звоном. Дамасская же сталь получается
методом многократной сварки нескольких слоев металла, а искусство
кузнеца состоит не только в том, чтобы правильно собрать исходный
«пакет», но и качественно его сплавить, без пережогов и непроварки. И
поскольку все делается на глаз, по старинке, то конечный результат в
большой степени зависит от чутья мастера. Неудивительно, что и
сегодня, когда изготовление дамаска уже не секрет, настоящих
профессионалов можно пересчитать по пальцам. В России всего около десяти
таких мастеров, а среди них признанных негласно лучшими – и вовсе
человек пять. Филигранная работа: вся красота – в деталях.
Кузнечное дело столь трудоемко, что редко кому из мастеров удается
заняться еще и обработкой клинка, доведением его до «товарного» вида.
Это работа шлифовальщика. «И только потом клинок интересен художнику и
покупателю», – объясняет Андрей Корешков. Сам он предпочитает работать с
промышленными видами сталей собственной обточки и шлифовки. «Хотя могу,
увидев у друзей клинок, завораживающий формой, чистотой линий,
пропорциями, влюбиться в него и купить. Хороший клинок – он как живой,
вызывает сильнейшие эмоции», – признается мастер. От
замысла до готового произведения – путь долгий, иногда месяцы и даже
годы. Обточка, шлифовка клинка, обработка рукоятки. «Все металлические
детали должны стыковаться с деревом и друг с другом с минимальными
зазорами, в деревянных деталях под посадку металлических важно вынуть
материала ровно столько, сколько нужно», – объясняет известный
художник-оружейник Михаил Жерядин. Ценится авторское холодное
оружие не только за безупречность выделки. В одном изделии могут
сочетаться практически все существующие виды художественной обработки:
гравировка, чеканка, всечка, канфарение, резьба, золочение,
оксидирование. И все это должно работать на образ – ведь художник делает
не утилитарный предмет, а произведение, которое украсит интерьер,
кабинет и должно вызывать у владельца определенные эмоции. Неудивительно,
что авторское оружие может стоить до 30 тысяч долларов, а то и больше. И
тем более трудно поверить, что большинство наших художников-оружейников
– самородки, одержимые своим делом. «Техникам у нас учат в ПТУ при
оружейных центрах, таких как в Туле или Ижевске. Но из таких училищ
выходит, скажем, гравер, которому ставят руку, и он потом, как
настроенный станок, всю жизнь режет одну и ту же утку на взлете», –
говорит Михаил Жерядин. Пространство искусства за рамками закона.
Сегодня главная проблема для художников-оружейников – законодательство.
Тому, кто купил авторское оружие, статья теперь не грозит. При покупке
ему выдадут сертификат с указанием, что данный клинок является
«разделочным ножом», например. Однако уголовного наказания за
изготовление физическим лицом самих клинков пока никто не отменял.
Государственная дума несколько лет назад приняла в первом чтении
поправки в закон об оружии, но воз и ныне там. «Парадокс, но сегодня
весь оборот авторского художественного оружия как был, так и остается
вне закона», – жалуются мастера. Хотя большинство оружейников – члены
Союза художников, им покровительствует Министерство культуры и даже
Министерство внутренних дел. Но трудности, как известно, только
сплачивают. В 1999 году была создана российская Гильдия
мастеров-оружейников, которая выставками, публикациями в печати де-факто
легализовала деятельность художников, работающих в сфере авторского
холодного оружия. Еще раньше, в 1994 году, в Москве появилась и первая
галерея художественного оружия. Под названием «Русские палаты» она
функционирует и сегодня. Проще стало и с клиентурой. Художнику не надо
теперь самому искать покупателя, хотя случается, что на выставке
посетитель увидел нож, который ему понравился, а его уже купили. Вот он и
просит мастера сделать авторскую реплику. Но погоду сегодня
здесь делают, как и в любом бизнесе, профессиональные продавцы со своим
кругом постоянных клиентов. Последнее время появились даже продюсеры,
придумывающие какой-то сложный и дорогостоящий проект для конкретного
заказчика и подбирающие мастеров для его воплощения. Бывают и
курьезные случаи. «Однажды ко мне пришел человек и говорит: "Вот вам
сумма – сделайте мне шедевр”. Придумать-то я все придумал, только
сделать это было непросто. Ведь только в одном листочке хмеля на
вытравленном рисунке было всечено 1400 отдельных кусочков золота разных
оттенков! Шедевр удался, но стоило мне это полтора года жизни», –
рассказывает Корешков. И все же художник-оружейник предпочитает
работать по вдохновению и наитию, а не на заказ. Ведь авторское оружие –
это искусство, и, как любое настоящее искусство, оно не терпит
диктовки. Иначе красоты не получится.
|